Перейти к публикации
volohov

Самодельные мотолодки

Рекомендованные сообщения

Кто-нибудь лодки строил? Где берете материалы, дельные вещи? Чертежи?

 

У меня две самоделки (По одному проекту) фанера+стеклоткань+пенополистирол. Регистрацию в ГИМС прошли. Длина 3600, ширина 1500, мотор до 14 л.с. Сейчас хожу под четырехтактной десяткой. С двумя пассажирами выходит на глиссирование. Вес лодки около 40 кг. Возможна перевозка на крыше машины. Готов бескорыстно поделиться опытом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Привет. Давно интересуюсь этой темой. Присмотрелся к этому http://www.vodnyimir...mi_detalei.html. Если не секрет сколько по деньгам выходит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто-нибудь лодки строил? Где берете материалы, дельные вещи? Чертежи?

 

У меня две самоделки (По одному проекту) фанера+стеклоткань+пенополистирол. Регистрацию в ГИМС прошли. Длина 3600, ширина 1500, мотор до 14 л.с. Сейчас хожу под четырехтактной десяткой. С двумя пассажирами выходит на глиссирование. Вес лодки около 40 кг. Возможна перевозка на крыше машины. Готов бескорыстно поделиться опытом.

 

А фото можно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А фото можно?

Можно даже подробное описание процесса с фотографиями и где купить материал. Если нужно.

dscn1394f.jpg

 

dscn1395f.jpg

 

Телега тоже самодельная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Мне не нравится... Про четыре человека, это они сгоряча. То есть можно, конечно, но на спокойной воде и в трех метрах от берега. О глиссировании вообще речи нет. Я когда выбирал прототип их много перебрал.

Посмотрите вот это: http://www.motolodka.ru/okun.htm, технология та же самая, но лодка уже приличная. Причем, это пограничный размер. Его еще можно сделать в облегченном варианте, чтобы на крыше машины возить (Я на ауди А4 возил на штатном багажнике), а можно уже на телеге.

 

По деньгам затрудняюсь ответить общей цифрой... Фанеры четверки пять листов это раз. Не помню сколько стоит, по объявлению заказал, привезли. Вся пенопластовая часть - пенополистирол экструдированный. Желтые такие листы для утепления. 170 рублей за лист пятисантиметровой толщины. Тоже штук пять. Стеклоткань. Возле строительной базы "халцедон" фирмочка торгует любым стеклом (у вахтера в будке спросить, он покажет). То что на обтяжку лодки пошло, стоило 34 рубля за метр погонный, он же квадратный, так как ширина метр. :) Они знаю что на лодку надо. Метров 25, если внахлест не клеить. Рейки, медная проволока и т.д. все приблудное. :) Ну и краска - тут простор для творчества. Мне полиуретан двухкомпонентный нравится, но он дорогой. можно что попроще. Вменяемые, в общем, деньги. Особенно на фоне цены двигателя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

imgp0452z.jpg

А это первый вариант, наиболее облегченный. Он длиной 3 метра и шириной 1,35 (шире не вылез бы из подвала, где строилось) :)) Второй появился от желания длины чтобы лодка на глиссирование выходила. Борт подрос на 8 см. В связи с увеличенной длиной появились рундуки в носу и в корме, они же жесткости. Сиденья, кстати, двигаются по лодки, так как их направляющие параллельны. Их на самом деле три. Поплавки появились возле двигателя, чтобы нос не задирало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если не секрет сколько по деньгам выходит?

 

Про эпоксидку забыл... Литров десять влетит, однако. Это рублей 250 за литр. Можно поэкономить, деревяшку к деревяшке клеить клеем "titebond", луше зеленым, который под цифрой три. На "алмазе" продается. Но стеклоткань только смолой. И еще хорошо на всякие промазки швов, шпаклевки, галтели перлитовый песок с эпоксидкой смешивать. Он же аэросил, он же вспученный песок. Весит он 7 грамм литр, стоит тоже каких-то смешных денег, типа рубль литр, я его нашел в Азове. Мелкодисперсный применяется как раз как загуститель для красок и клеев. Нейтральный к воде, как любой песок. :)) Но можно и по простому, с опилками смолу замешивать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А фото можно?

 

Нашел я все фото по ходу изготовления, так что если есть интерес, могу постепенно весь процесс выложить с фотографиями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Никто не отзывается, а "спасибо" за что-то капает... Загадочно.

Ну, коли так, отпишусь, может кому полезно будет.

 

Тогда начнем с самого начала - а именно с выбора проекта. Тут все зависит от возможностей изготовляющего. На мой взгляд, самая доступная технология - фанера, обклеенная стеклотканью. Лучше, конечно, одна стеклоткань, но где же взять такую болванку? Еще возможна поклейка надувнушки из резины и металлические конструкции, но тут в сарае производство не переплюнуть, так что фанера. Я выбрал вот такой проект http://www.motolodka.ru/okun.htm . Проект этот публиковался в "Катерах и яхтах", автор его некий Зимин. Если понадобится, могу найти точно номер и год - для регистрации в ГИМС ссылка на чертеж из "КиЯ" бывает полезна.

Собственно, на том же сайти и из тех же "КиЯ" есть еще несколько проектов. например, вполдне недурственный "Сом", джанбот, лодка с обводами Фокса и т.д.

 

Чем привлек именно "Окунь"?

Во-первых, размерами. Он как раз по габаритам и весу на грани крыша машины/телега. В настоящий момент я его на телеге катаю от дома до воды без напряга и в одиночку. Но при этом вполне могу загрузить на крышу и уехать куда-нибудь далеко. Но тут уже как минимум напарник нужен. Ну и строить можно чуть поменьше, чуть побольше, в расчете на ту или иную транспортировку.

Во-вторых, обводами и обещанием глиссирования. На десятке вдвоем, с небольшими доработками, он на глиссирование выходит. Лучше него глиссируют "обводы Фокса", но это сразу в ущерб управляемости. Да и гнуть их из фанеры уныло, хотя и возможно.

В-третьих, технологии у всех фанерок одинаковые, но эта лодка сама себе стапель. То есть для нее при постройке не надо ничего специального сооружать, достаточно иметь рабочую плоскость.

В-четвертых, он принципиально непотопляем, так как набит полистиролом, который и не тонет и жесткость конструкции дает.

 

Вообще конструкция очень грамотная. Одни рундуки вдоль бортов чего стоят. Это и емкость, это и жесткость конструкции, это и возможность двигать скамейки вперед-назад, обеспечивая правильную развесовку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, с проекта, предложенного "КиЯ", нам, собственно нужен только раскрой листов, положение рундуков и угол наклона борта. Потому как по нему полистирол режется. Угол, тоже, кстати, дается грамотно - двумя катетами, а не углом как таковым. Это еще с древних египтян повелось :grin: . И вот раскрой этот переносится на фанеру. Водостойкая четверка подходит идеально. Впрочем, первая лодка была из неводостойкой фанеры, никого это не смутило, в рсчете на покрытие стеклотканью. Шестой год она ходит и никаких признаков распада не подает.

Я вычерчивал без изысков, тупо перенося абсциссу и ординату, а потом гнул по построенным точка металлическую линейку. Естественный сплайн получается. В первый раз умножив все размеры чертежа на 0,9, чтобы вписаться в проем через который лодка извлекалась из помещения. Получил 3050 мм х 1350 мм. Во втором варианте, погоняв первый, изменения были другие - все размеры были оставлены исходные, но на полтутора метрах от кормы, там где чертеж самый "гладкий", вставлено 20 см длины. В итоге 3600 х 1500. На глиссировании это сказалось положительно, вставать чтобы, к примеру, спиннинг кинуть стало прятнее.

В общем, переносим, чертеж на фанеру и режем лобзиком. Всего занятия на вечер, если бы не необходимость склеить фанеру в длину. Я половину детали резал точно, половину с запасом, срезал на ус и клеил.

 

imgp0235z.jpg

 

Вот таким образом. Сложил пакет, сдвинув фанерки на пару-тройку сантиметров Зафиксировал. И сначала рубанком, потом шлифмашинкой. Затем на подложку скотч, чтобы не приклеилось, склеиваемый на ус один борт, полиэтилен и так же второй борт. Затем через тот же полиэтилен плоскую доску и давить. Через сутки место склейки шлифуется и деталь докраивается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С деталью которую называют "палубой" можно так не возиться и склеить ее в торец. Я ее стыковал в том месте, где предполагаются уключины под весла, поэтому с внутренней стороны приклеил туда фанеру восьмерку. Это и усиление под весла и возможность срастить фанеру. Семь деталей выкроек есть, осталось разобраться с полистиролом. Пенопласты бывают очень разные по прочности и твердости. Я удовлетворился экструдированным пенополистеролом. Он достаточно прочен, хорошо обрабатывается и везде продается. Например, в Леруа или на рынке. Последний раз плита полистирола толщиной 5 см стоила 170 рублей. Он нам и нужен. Осталось понять как его резать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, конечно, ножом. Тонкий лист только ножом. До 5 см включительно. Только на пятисантиметровый лист надо ножик тонкий, жесткий и острый. У меня самодельный сапожный из стали HSS (бывшая дисковая пила Р19 толщиной 2 мм). Но уже и им можно скосить грань. Лорбзиком можно, но край только под последующую обработку, не под склейку. Ну а все что шире только нихромом...

Нужен кусок проволоки около метра, диаметром 0,8 - 1 мм и регулируемый трансформатор.. Нихром из спиралей для плиток или на том же рынке на метраж. На Центральном рынке на Семашко на лотках точно есть. Регулируемый трансформатор потому что проще всего его выкручивать от нуля до нужного тока не задумываясь о толщине и длине куска нихрома. И начинаем собирать приспособы. На колене, по-быстрому, из подручных материалов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первая вот такая.

 

imgp0134z.jpg

 

Снизу к столу прикручена железочка, к которой крепится и нихром и провод. Нихром столешницы, конечно, не касается, а железка к ней просто снизу привинчена. Перпендикулярность нихрома столу проверена угольником. Остальное из фанеры, какая попалась под руку. Пружина обязательно! Нагретый нихром удлинняется очень сильно! Для рыбаков предлагаю воспользоваться рыболовной резинкой. Можно юзаной, ее не жалко. Направляющая тупо прикручена к столу. И нарезаем пеноплэкс по 10 см, так нам предлагется в исходном проекте.

Изменено пользователем volohov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь вторая приспособа "на колене". Она из остатков разобранной первой.

imgp0145z.jpg

 

Идея та же. Пропилом в уголке (тоже случайно попался!) регулируем один катет, его положением другой. Углол ловится очень точно. Железочки уперты из ребенкова конструктора с возвратом. Напарвляющие опять прикручены какие попало, тут это особенно хорошо видно. Стоечка поднимающая провод, чтобы не мешал от бормашинки, но это уже не обязательный элемент.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И запускаем туда наши бруски 50х100.

imgp0146z.jpg

Теперь мы готовы выклеивать борт. Вообще, приспособы стОят времени на них затраченного. Ручками так аккуратно и точно не сделаешь. Если есть где-то возможность изготовить приспособу, ее лучше изготовить, даже если на один раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь клеим наши бруски к палубе.Там где у нее прямая часть вообще все прозрачно, там где надо гнуть - гнем. Я сначала по внешней стороне прорезал ножом поперек через пару сантиметров до половины гнуть стало легче. Гнем, клеим и давим:

 

imgp0150z.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда высохнет, клеим треугольную часть. Нагло прикручивая ее к прямоугольному бруску саморезом:

 

imgp0158z.jpg

 

Вот тут мы от проекта уже маленько отошли. У них в сечении пенопласт треугольный, а у нас - трапеция. И я в этом горя не вижу. Веса в нем мало, а жесткость и плавучесть хорошая. От саморезов, ясное дело останутся дырки. Эстеты могут купить в том же Леруа шпаклевку для пенопласта. Она после высыхания тот же пенопласт и вообще для работы с полистиролом вещь крайне полезная. Но в данном случае нам по фиг - сюда борт будет клеиться. Вот мы этим пенопластом и задали угол наклона борта. Еще обращаю внимание - фанера палубы торчит из-под пенопласта на несколько миллиметров. А сюда как раз фанера борта упрется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итого:

 

imgp0168z.jpg

 

И теперь по торцу пенопласта я клею еще ту же четырехмиллиметровую фанерку. Приложить, обвести, вырезать, приклеить. Вырезав можно взвесить - весу копейки, а жесткость сразу вырастает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И смело клеим борт:

imgp0236z.jpg

 

Где можно придавливаем, где можно пришиваем. Двухмиллиметровым сверлом дырявим и медной проволочкой притягиваем. На столе брсочками поджимал, стол закончился - проволочкой стянул.

 

Вот тот же борт изнутри:

imgp0238z.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь транцы.

 

imgp0242z.jpg

 

Во-первых, это как раз то место, где надо не перекосить. Во-вторых, тут возможен произвол. То что на фото - первый вариант. Во втором я просто склеил задний транец целиком, а потом вклеил на место. Периметр из бруса, плюс усиление под мотор, заполнение тем же полистиролом, фанера четверка с двух сторон. Естественно, в тех местах где крепится мотор под фанерой брус. Еще один момент - а какой у Вас мотор? Здесь бы этим уже надо озаботиться.Вот этот вырез под крепеж мотора он от длины ноги мотора зависит. Так что здесь считаем на сколько у нас мотор под килем выступать должен, а затем вырезаем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С морды это выглядит вот так:

imgp0244z.jpg

 

После высыхания весь этот пенопласт срежется нихромом по бортам. Элемент не обязательный. Во втором варианте носовая перемычка "палубы" вообще вырезалась отдельно и приклеивалась к "палубе" сверху. Потом по краю приклеивался брусок вместо всего этого пенопласта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь фанерку на задний транец и реечку к борту.

imgp0255z.jpg

 

Если бы на мотор до 5 лошадок рассчитывали, то вместо приклейки этой реечки просто срезали бы борт по этой линии. Это как раз в соответствии с рекомендациями в исходных чертежах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь еще одна приспособа с нихромом:

 

imgp0261z.jpg

 

По принципу лучковой пилы. Куски фанеры и сверла в данном случае задают толщину. Вот этой штуковиной очень хорошо распускать пенопласт вдоль. Или резать его по шаблонам. Это кусочек пенопласта в задний транец. А во втором варианте я просто вклеил пятисантиметровый пенопласт в раму из бруса и все что выступало после высыхания вот этой "пилой" и смахнул, проведя ею по брусу как по направляющим.

 

Вклеиваю в задний транец:

imgp0266z.jpg

 

Затем опять слой фанеры 4 мм. ИМХО, все-таки проще целиком транец собрать отдельно и вклеить. Это по первому разу меня их сложносоставной транец смутил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тем временем передний транец:

imgp0264z.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И снаружи:

imgp0265z.jpg

 

Хорошо видно, что с бортом он сшит. Есть разные рекомендации по сшивке лодки. Заплющивать проволоку или нет... Я ее после склейки вынимаю.

Сначала сшиваем. Затем разводим эпоксидку с перлитовым песком (опилками) очень густо и замазываем все между сшивками. Через сутки вынимаем всю проволоку, зашкуриваем шов и той же эпоксидкой с песком (Не путать с обычным песком! Перлитовый - белая пудра, весом 7-9 грамм литр.) заполняем все что осталось. Дальше снова зачистка и шов готов к дальнейшей оклейке. Никаких реечек тут не будет. Но три слоя стеклоткани с каждой стороны тогда будьте любезны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×